Когда родителям целесообразно приводить ребенка в детский сад
В первый год жизни ребенок нуждается в общении только с мамой и некоторыми близкими людьми. Задача первого года — освоиться, адаптироваться в новом мире, где он неожиданно оказывается после долгого пребывания в маминой уютном животике, внутри которого все его потребности удовлетворялись сами собой. В этом пространстве ему придется, опираясь на мамину помощь, учиться самому передвигаться, осваивать предметную среду, да и, в конце концов, доверять окружающему миру. Эту адаптацию обеспечивает прежде всего хороший контакт с мамой, ведь даже запах ее тела, стук сердца и голос создают ощущение безопасности, обеспечивая преемственность с опытом, полученным до рождения. Благодаря маминым заботам младенцу гарантированы еда, тепло и развитие. К своему первому дню рождения малыш уже многое умеет сам: передвигается (если еще не ходит, то хорошо ползает на четвереньках), достает заинтересовавшие его предметы, может достаточно ясно донести до взрослого свои желания (в основном жестами и голосом).
На втором году жизни ребенок проявляет интерес к детям. Малыши ощупывают друг друга, затем учатся обмениваться и делиться игрушками. Важно, чтобы малыш получил на втором году опыт общения со сверстниками, однако о качестве такого общения психологи говорят: «играют рядом, но не вместе». Важно, чтобы такая игра «рядом» проходила без конфликтов и агрессии.Важная задача родителей в этот момент - показать ребенку примеры бесконфликтного взаимодействия с другими детьми. Например, объяснить, как попросить понравившуюся тебе игрушку или как поменяться. Рассказать, как вести себя на детской площадке, чтобы не причинить вреда другим детям. Показать, как можно вместе играть с мячом. И пусть пока это не очень совместная игра, но дети получают положительный опыт общения с другими детьми.
Потребность в общении со сверстниками обычно проявляется на третьем году жизни. Дети просят вывести их во двор к друзьям, им не нравится сидеть дома, общество взрослых становится тесным, ограничивающим. Это важный этап развития.
К трем годам, когда возникает ролевая игра (в «дочки-матери», «водителей и пассажиров», «покупателей и продавцов»), общение уже не сводится к обмену игрушками, а приобретает самостоятельную ценность и малыши учатся смотреть на себя со стороны.Игра со сверстниками становится ведущим фактором формирования ребенка. В ней он учится строить отношения с людьми: подчиняться и лидировать, проявлять инициативу и уступать, договариваться и отстаивать свои интересы, в игре формируется внутренний план действия, необходимый для любой умственной деятельности. Серьезный сдвиг происходит в развитии речи: нередко в семье мама понимает малыша по жесту, по обрывкам слов и, ориентируясь на них, действует в его интересах. Попадая в среду незнакомых людей, малыш вынужден облекать свои желания в слова, понятные другим.
К трем годам создаются биологические предпосылки для развития произвольной регуляции действий, следовательно, малышу становится легче действовать по инструкции, вслушиваться в слова взрослого и реагировать на них.
Три года — возраст, когда у малыша созревает потребность во взаимодействии с коллективом сверстников и имеются биологические и психологические предпосылки для адаптации к детскому саду. На втором и третьем году жизни ребенку будет также полезно приходить в дошкольное учреждение, однако оптимальной формой будет посещение групп развития или групп кратковременного пребывания.
Однако, если у вас возникли обстоятельства, при которых вы вынуждены привести ребенка в дошкольное учреждение на полный день, раньше, чем ребенку исполнилось 3 года, не стоит переживать слишком сильно. Это вовсе не значит, что ваш малыш не сможет адаптироваться к детскому саду, просто это может потребовать от вас и от воспитателей дополнительных усилий по созданию и поддержанию мотивации для посещения детского сада. В нашей практике немало случаев, когда 2-летние малыши адаптировались к детскому саду гораздо легче, чем 3-летние.
Читайте продолжение и узнайте Как готовить родителей к поступлению ребенка в детский сад